Выездная налоговая проверка.
В рамках этой статьи попытаемся рассмотреть, что из себя представляет выездная налоговая проверка и есть ли необходимость привлечения стороннего СПЕЦИАЛИСТА ПО НАЛОГАМ в ходе налоговой проверки?
Думаю данным вопросом задается любой руководитель, получив решение налогового органа о назначении в отношении его компании выездной налоговой проверки. Предлагаю разобраться в этом вопросе в настоящей статье.
Выездная налоговая проверка состоит из нескольких этапов:
1. Предпроверочный анализ.
2. Непосредственно сама проверка.
3. Вручение акта и рассмотрение разногласий.
4. Вынесение решения и его апелляционное обжалование в вышестоящий налоговый орган.
5. Судебное разбирательство по результатам налоговой проверки (при необходимости).
1. Предпроверочный анализ
На данном этапе компания еще не знает, что в отношении нее планируется проведение выездной налоговой проверки, но если внимательно следить за действиями налогового органа, то в некоторых случаях можно предугадать появление проверяющих. Кажется очевидно, что привлекать стороннего специалиста еще нет необходимости и можно справиться своими силами. Однако при поступлении от налогового органа требований, сообщений о внесении изменений в учет, об отражении каких-либо операций или представлении налоговых деклараций, не свойственных вашей компании (например, плательщику ЕНВД предлагается представить декларацию по НДС и прочее), не стоит просто отмахиваться от этих писем, либо спешить их исполнить. Такое поведение налогового органа свидетельствует о том, что ваша компания по каким-то причинам попала в поле зрения налоговиков. Обращение за консультацией к стороннему специалисту на этом этапе просто необходимо, так как по поступающим из налогового органа запросам, можно предугадать, что заинтересовало налоговиков в вашей компании и попытаться снять указанный интерес до того, как он перейдет в стадию проверки, либо принять меры и внести необходимые изменения в учет. Надо заметить, что при предоставлении уточненных налоговых деклараций и доплате налога до назначения выездной налоговой проверки, налогоплательщик освобождается от уплаты штрафных санкций. Таким образом, на этой стадии своевременное обращение к специалисту по налогам, может решить проблему еще до ее возникновения. В случае же, если требования налоговиков окажутся неприемлемыми для компании, это позволит вовремя принять определенные меры и подготовиться к выездной налоговой проверке. Кроме указанных преимуществ, обращение к специалисту на этой стадии поможет вам значительно сэкономить, т.к. по сути вам будут оказаны лишь консультационные услуги. Своевременное обращение за помощью к специалисту способно избавить вас от тяжелых осложнений.
2. Непосредственно сама проверка
Если все же случилось, что налоговый орган начал выездную проверку вашей компании, необходимо приготовиться к борьбе. Целью выездной налоговой проверки давно перестала быть проверка правильности исчисления и уплаты налогов. Налоговики в 100% случаях заранее знают какие налоги и в каком размере будут вам доначислены. В ходе самой проверки эти суммы могут быть лишь скорректированы, при чем вероятность того, что они будут выше за счет дополнительно выявленных нарушений гораздо больше, чем то, что они будут скорректированы в сторону уменьшения благодаря вашим грамотным действиям. Таким образом, вы должны осознавать, что проверяющие пришли не помочь наладить вам ведение бухгалтерского учета, а доначислить вашей компании как можно больше налогов, пеней и штрафов, тем более сам факт начала выездной налоговой проверки означает, что ваша компания считается нарушителем в области налогового законодательства. Безрезультативные проверки запрещены ФНС России.
В ходе налоговой проверки ваша задача не помочь налоговикам провести у вас проверку, а подготовиться к дальнейшим действиям по отстаиванию своих прав. Порядок проведения выездной налоговой проверки четко прописан в налоговом кодексе в статье 89. В статьях с 90 НК РФ по 99 НК РФ, регламентированы процедуры, которые могут быть проведены налоговым органом. Каждое действие налогового органа должно осуществляться в строгом соответствии с нормами кодекса, однако налоговики обычные люди и им свойственно допускать ошибки. Ваша задача распознать каждую из этих ошибок и использовать их в своих целях, тем самым вы сможете законно создать дополнительные сложности в проведении налоговой проверки, а чем больше времени уйдет на разрешение этих вопросов, тем меньше останется на саму проверку, что непременно скажется на ее качестве.
Попробуйте ответить себе на вопрос: обладают ли необходимыми навыками, познаниями и опытом в данном вопросе ваши штатные юристы, либо те специалисты, к которым вы привыкли обращаться в ходе обычной хозяйственной деятельности? Если ответ утвердительный, то вы действительно не нуждаетесь в привлечении стороннего специалиста в ходе выездной проверки, в противном случае стоит ли подвергать себя риску?
Правильное поведение и принятие своевременных мер в ходе проверки позволит подготовиться к следующим стадиям проверки и налоговому спору.
3. Вручение акта и рассмотрение разногласий
Казалось бы, на данной стадии выездная налоговая проверка завершается, но это далеко не так. В соответствии с п.6 ст. 101 Налогового кодекса в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, после того, как вами на разногласиях будут озвучены новые доказательства или обстоятельства, подтверждающие вашу позицию, налоговый орган может взять тайм-аут в ходе которого он вправе истребовать документы в соответствии со статьями 93 и 93.1 налогового кодекса, допросить свидетеля и провести экспертизы.
В то же время при рассмотрении разногласий действительно можно существенно снизить последствия проведенной налоговой проверки.
Начиная с этой стадии значимость ваших действий существенно возрастает. Если воспользоваться специалистом, не имеющим необходимых навыков, познаний и опыта в данном вопросе, можно существенно ухудшить свое положение, после чего, даже специалисту по налогам может оказаться не под силу исправить ситуацию.
При подготовке разногласий на акт проверки необходимо быть очень внимательным и осторожным, по существу это переломный момент, здесь фиксируются все выводы и доказательства собранные налоговым органом, далее инспекторы будут не вправе редактировать свои выводы и собирать доказательную базу. При этом стоит заметить, что инспектора в большинстве своем не обладают литературным даром, в связи с чем, человеку со стороны бывает трудно не то, что разобраться в акте, а даже просто понять, о чем идет речь в данном документе. Кроме того, в дальнейшем, все неточные формулировки могут быть интерпретированы в суде юристами налогового органа в свою пользу. На практике часто возникает ситуация, когда истинный смысл и основания доначислений открываются для налогоплательщика только в суде, а для некоторых и еще позже.
Важно отметить еще один момент. Многие советуют любой ценой уклоняться от получения акта проверки. Такая тактика, безусловно, имеет право на существование, она позволяет отодвинуть срок вынесения решения по налоговой проверке, однако использовать это как основную линию защиты не стоит, в настоящее время налоговики совершают все меньше процедурных просчетов.
Использование специалиста, не имеющего практики в области налоговых споров на данной стадии, способно нанести непоправимый вред вашей компании.
4. Вынесение решения и его апелляционное обжалование в вышестоящий налоговый орган
Вот теперь налоговая проверка действительно завершилась – все выводы проверяющих зафиксированы, доказательственная база собрана, озвучены суммы претензий, предъявленные вашей компании. Многие только на этом этапе осознают всю серьезность положения в котором они оказались, ведь в случае подтверждения указанных сумм доначислений в суде, к руководителю компании могут быть применены последствия предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. В то же время отчаиваться не стоит, как уже указывалось выше, налоговики обычные люди и они совершают ошибки. Кроме того, их действия зачастую основаны на письмах Минфина, которые в свою очередь не всегда соответствуют закону и если до этого этапа больше внимания стоило уделять на процедурные моменты, то теперь пришло время открыто указать на все нарушения, допущенные в ходе проверки включая нарушение материального права. Стадия обжалования решения в вышестоящий налоговый орган имеет свою специфику, она отодвигает вступление в силу решения налогового органа. В ходе апелляционного обжалования у стороннего специалиста может возникнуть конфликт интересов, так как удовлетворение апелляционной жалобы может полностью исключить судебное разбирательство, в связи с чем некоторые могут говорить о формальности данной процедуры, на самом деле это не так. Эффективность данного этапа не стоит недооценивать, т.к. в рамках досудебного обжалования зачастую можно снять даже те претензии, которые сложно отстоять в суде, как бы невероятно это не казалось.
Правильно написанная апелляционная жалоба, способна во многом решить ваши проблемы и сэкономить деньги на судебном разбирательстве.
5. Судебное разбирательство по результатам налоговой проверки
Финальная стадия выездной налоговой проверки, в результате которой можно отстоять честное имя своей компании и избежать финансовых потерь. Налоговые споры по существу можно разделить на три категории по сложности; легкие, сложные и те, которые выиграть практически невозможно. Человеку, не обладающему специальными познаниями, самостоятельно определить к какой категории относится спор невозможно, и если первую категорию споров может выиграть по сути любой юрист, то с двумя последующими справиться может лишь настоящий профессионал, обладающий познаниями не только в области права и знакомый с первой частью налогового кодекса, но и обладающий знаниями специальных норм и основ налогообложения в России.
Для выигрыша легких налоговых споров достаточно написать заявление об обжаловании ненормативного акта, остальную работу суд выполнит сам, однако стоит заметить, что количество таких споров в последнее время снижается, особенно по результатам выездных проверок. Налоговые органы отказались в своей работе от шаблонных схем и все чаще проявляют нестандартный подход к проверкам и сбору доказательственной базы. Кроме того, за счет обязательности процедуры досудебного урегулирования споров, значительное количество таких дел просто не попадает в суд.
Для положительного разрешения оставшихся налоговых споров, вам необходимы услуги профессиональных налоговых юристов, которые способны найти слабые места в решении налоговиков и разработать действительно эффективную, основанную на нормах закона позицию. Подвергать себя риску, или привлечь юриста, профессионально разбирающегося в вопросах налогообложения и тем самым попытаться реально противостоять налоговому органу, решать Вам.
Стоит заметить, что если на всех предыдущих стадиях вы несете расходы на стороннего специалиста, то в случае удачного разрешения судебного спора, издержки на оплату представителя возлагаются на проигравшую сторону. При этом не имеет значения в каком объеме выигран спор, потому как решением суда признается незаконным ненормативный акт налогового органа, а это значит, что даже если вам не удастся выиграть спор по существу, но суд снизит налоговые санкции, вы уже будете иметь право обратиться за взысканием судебных издержек.
Существуют, конечно, различные способы и схемы как не платить денежные средства по решениям налогового органа, но вряд ли они подойдут реально действующим хозяйствующим субъектам, следящим за своей деловой репутацией и планирующим ведение своей деятельности и после завершения налоговой проверки, да и стоимость реализации подобных схем будет вполне сопоставима со стоимостью услуг специалиста по налогам.
Нет комментариев
Добавить комментарий